2019 год
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 №1302 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
Постановлением реализованы нормы Федерального закона от 28.11.2018 №445-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», которым были введены новые документы воинского учета: справка взамен военного билета и персональная электронная карта.
А именно установлено, что воинский учет граждан в организациях будет осуществляться по документам, перечень формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливается Минобороны России, взамен личных карточек работников и личных карточек государственных (муниципальных) служащих по унифицированным формам № Т-2, № Т – 2ГС (МС).
Постановление Правительства вступило в силу с 19.10.2019 г.
С 13.08.2019 вступили в силу дополнения, внесенные Федеральным законом от 02.08.2019 №311 в статью 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Согласно внесенным изменениям, в случае поступления сообщения о пропаже несовершеннолетнего ребенка, при наличии письменного согласия одного из его родителей или лиц, их заменяющих, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, уполномочен в течение 24 часов с момента поступления такого сообщения получать информацию о местоположении абонентского устройства (телефона и др.), находящегося у несовершеннолетнего, и данные о его соединениях с иными абонентами и их номерами путем снятия информации с технических каналов связи.
Приемных либо патронатных родителей, а также лиц, лишенных родительских прав.
В Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» вносятся изменения, в соответствии с которыми в региональный банк данных и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, будет добавлена информация о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях, если усыновление отменено судом по их вине.
Семейный кодекс РФ дополняется положениями, возлагающими на суд обязанность по направлению выписки из решения о лишении (ограничении) родительских прав, восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, отмене усыновления не только в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, но также в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения.
Органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору помимо сведений о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, также сведения о гражданах, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, о гражданах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, о бывших усыновителях - в срок не более трех рабочих дней со дня получения указанных сведений.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
В информации Федеральной налоговой службы России от 25.10.2019 г. разъяснено в каких случаях в предоставлении социального вычета на лечение может быть отказано.
Физическим лицом через «Личный кабинет налогоплательщика» была предоставлена декларация, в которой заявлен социальный налоговый вычет по расходам на лечение, и приложены отсканированные копии девяти документов, подтверждающих оплату медицинских услуг, в трех из которых дата оплаты не соответствовала заявленному налоговому периоду либо отсутствовала совсем.
Оригиналы документов налогоплательщик не представил, ссылаясь на ст. 88 Налогового кодекса РФ, что послужило поводом для отказа в предоставлении ему социального налогового вычета.
Рассмотрев жалобу налогоплательщика ФНС России признала возможным предоставить налоговый вычет в сумме, подтвержденной документами, к которым у инспекции претензий не было.
Федеральным законом от 02.08.2019 №309-ФЗ внесены изменения в статьи 62 и 256 УПК РФ, регулирующие недопустимость участия в производстве по уголовному делу лиц, подлежащих отводу.
В статью 62 УПК РФ добавлена часть 3, в соответствие с которой в случае отказа в удовлетворении заявления об отводе подача повторного заявления об отводе тем же лицом и по тем же основаниям не допускается, а в части 4 указано, что решение об отказе в удовлетворении заявления об отводе, принятое в ходе досудебного производства по уголовному делу, не является препятствием для последующей подачи заявления об отводе тем же лицом в отношении того же лица и по тем же основаниям в ходе судебного производства по уголовному делу.
Таким образом, законодатель детально урегулировал порядок подачи заявлений об отводе, исключив немотивированные новыми основаниями повторные заявления. Вместе с тем, оставил возможность повторной подачи такого заявления в ходе судебного разбирательства по делу, если решение об отказе в удовлетворении заявления об отводе было принято на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Закон вступил в силу с 02.08.2019 г.
Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.10.2018 № 18-0/10/В-7881 на официальном сайте Министерства размещены обновленные Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией (далее - Методические рекомендации).
Они подготовлены с учетом их практического применения, а также положений Федерального закона от 03.08.2018 № 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции".
Текст доступен для скачивания по ссылке: http://www.rosmintrud/ministry/programms/anticorruption/9/4.
Минтруд России напоминает о необходимости соблюдения бывшими чиновниками ограничений, налагаемых на них при поступлении на другую работу
Отмечается, что контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих направлен на недопущение возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой госслужащим в качестве будущего места работы и в неправомерном использовании служебной информации в интересах организации после увольнения с государственной службы.
В методических рекомендациях по вопросам соблюдения налагаемых на бывших госслужащих ограничений приводятся, в частности:
-условия, влекущие необходимость получения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов;
-порядок направления гражданином - бывшим госслужащим обращения о даче согласия на трудоустройство и порядок рассмотрения указанного обращения;
-рекомендации по исполнению обязанности бывшего госслужащего сообщить работодателю о замещении им должности в государственном (муниципальном) органе;
-последствия нарушения бывшим госслужащим обязанности сообщить работодателю о последнем месте своей службы;
-порядок исполнения работодателем обязанности по сообщению о заключении бывшим госслужащим трудового (гражданско-правового) договора;
-порядок исполнения обязанности по уведомлению государственного (муниципального) органа при трудоустройстве бывшего госслужащего в коммерческие (некоммерческие) организации по совместительству;
-ответственность работодателя за неисполнение обязанности сообщить о заключении с гражданином - бывшим госслужащим трудового (гражданско-правового) договора;
-порядок осуществления проверки соблюдения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим ограничений.
При заключении отраслевых соглашений работодателю надлежит предусматривать в них перечни сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальную продолжительность указанных отдельных сезонных работ с целью включения в отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключаемые на федеральном уровне социального партнерства.
В целях обеспечения прав, в том числе на получение заработной платы, рекомендовано работодателям, в частности, включать в отраслевые соглашения следующие обязанности работодателей:
-при размещении информации (наличии вакансий) о привлечении работников раскрывать структуру заработной платы с указанием условий получения компенсационных и стимулирующих выплат, отражать условия труда и проживания работников, прибывающих из другой местности, четко формализовать требования к квалификации работника;
-при привлечении сезонных работников в труднодоступных отдаленных местностях в трудовых договорах указывать условия, связанные с переездом из другой местности и с возвращением к месту проживания при окончании срока трудового договора и при досрочном расторжении трудового договора в зависимости от оснований его расторжения;
-при наличии финансовых возможностей устанавливать коллективным договором, локальным нормативным актом возмещение расходов, связанных с переездом работника из другой местности к месту выполнения сезонных работ и возвращением к месту проживания;
-предусмотреть условия, направленные на предоставление сезонным работникам дополнительных гарантий в труднодоступных отдаленных местностях с учетом отраслевой специфики.
Документ:Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по повышению гарантий сезонным работникам в сфере труда от 26.10.2018, протокол N 10
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме. В частности, изменен порядок расчета платы за коммунальную услугу отопления потребителям в многоквартирных домах.
Напомню, что порядок расчета платы не предусматривал возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в оснащенных приборами учета тепловой энергии домах, в которых не все жилые и нежилые помещения оборудованы приборами учета тепловой энергии (распределителями).
Указанное положение признано нарушающим права граждан (Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 N 30-П).
С 01.01.2019 при расчете платы за отопление в домах, оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, при наличии индивидуального прибора учета тепловой энергии хотя бы в одном жилом или нежилом помещении, плата за коммунальную услугу отопления потребителю в таком помещении должна рассчитываться исполнителем коммунальной услуги с учетом показаний прибора учета.
Показания индивидуального прибора учета тепловой энергии теперь должны учитываться при расчете платы за отопление независимо от того, оборудованы ли приборами учета тепловой энергии все помещения в доме или только часть помещений.
Немаловажным нововведением является также то, что в новых формулах для расчета платы за отопление отдельно учитывается общая площадь помещений дома, относящихся к общему имуществу.
Это позволит рассчитывать плату за отопление для жилых и нежилых помещений в домах, в которых отопительные приборы отсутствуют согласно технической документации на дом, а также в домах, отапливаемых с помощью индивидуальных (поквартирных) систем отопления в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 551-ФЗ внесены изменения в статью 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Указанным законом изменяется порядок восстановления в прежнем воинском звании гражданина, лишённого воинского звания по приговору суда.
В этих целях в статью 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» вносится изменение, в соответствии с которым восстановление гражданина, лишённого воинского звания, в прежнем воинском звании производится лишь в случае его реабилитации или изменения (отмены) приговора суда в части, касающейся лишения воинского звания.
Возможность восстановления в прежнем воинском звании во внесудебном порядке исключается, что позволит исключить субъективные факторы и минимизировать коррупционные риски, которые могут возникнуть при восстановлении в воинском звании.
Федеральным законом от 27.12.2018 № 570-ФЗ «О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»внесены изменения, вступили в силу 8 января 2019 года в ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Указанный Федеральный закон предусматривает возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение (его передачу, предложение или обещание) должностному лицу от имени юридического лица, не только в случае, когда указанные противоправные действия совершаются в интересах данного юридического лица, но и в случае, когда они совершаются в интересах юридических лиц, связанных с ним (аффилированные лица, дочерние общества и т.п.).
С 16 января 2019 года вступили в действие изменения, внесенные федеральным законом от 19.07.2018 № 219-ФЗ в закон «Об оружии».
Изменения затронули покупку-продажу патронов, а также самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию и спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, и реализации материалов для самостоятельного снаряжения патронов.
Законом регламентировано, что продажа и передача инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов лицам, не имеющим разрешения на хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия запрещена.
Устанавливается необходимость вести учет приобретаемых и продаваемых оружия, патронов, а также материалов для самостоятельного снаряжения патронов и хранить данную документацию в течение 10 лет.
Законодатель наделил правом приобретать и пользоваться огнестрельным оружием государственным учреждениям, должностные лица которых осуществляют государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, расширив перечень юридическими лицами с особыми установленными задачами.
Граждане, впервые приобретающие гражданское огнестрельное длинноствольное оружие и спортивное огнестрельное длинноствольное оружие при изучении правил безопасного обращения с оружием и приобретении навыков безопасного обращения с оружием, должны пройти обучение безопасному самостоятельному снаряжению патронов к гражданскому огнестрельному оружию.
Таким образом, концепцией закона является предоставление права гражданам, имеющим разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия, осуществлять самостоятельное снаряжение патронов к такому оружию.
Действующая редакция ограничивает возможность граждан самостоятельно осуществлять снаряжение патронов только охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием.
Указанный запрет носит явно избыточный характер, так как мировая и российская практика показывает, что использование охотниками и спортсменами огнестрельного оружия неразрывно связано со снаряжением патронов к нему.
В последнее время, особенно в условиях действия односторонних ограничений, введенных некоторыми государствами в отношениях с Российской Федерацией, обострилась проблема доступности патронов к огнестрельному оружию. В частности, наблюдается существенный рост цен на продукцию импортного производства, особенно в отношении патронов к нарезному огнестрельному оружию. Также к существенной части нарезного оружия, используемого российскими охотниками и спортсменами, не имеется патронов отечественного производства.
Федеральным законом от 27.12.2018 N 543-ФЗ в статью 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации внесены изменения.
Указанным законом урегулирован порядок продления меры пресечения в виде содержания обвиняемого под стражей для ознакомления с материалами уголовного дела после истечения предельного срока содержания под стражей.
Если после окончания предварительного следствия сроки для предъявления материалов уголовного дела обвиняемому и его защитнику были соблюдены, однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, продление срока содержания под стражей допускается каждый раз не более, чем на 3 месяца.
В ходатайстве должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, подтверждающие необходимость дальнейшего применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Кроме того, в постановлении о продлении срока содержания под стражей указывается дата, до которой продлевается срок содержания под стражей.
С 16 января 2019 года вступили в действие изменения, внесенные федеральным законом от 19.07.2018 № 219-ФЗ в закон «Об оружии».
Изменения затронули покупку-продажу патронов, а также самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию и спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, и реализации материалов для самостоятельного снаряжения патронов.
Законом регламентировано, что продажа и передача инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов лицам, не имеющим разрешения на хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия запрещена.
Устанавливается необходимость вести учет приобретаемых и продаваемых оружия, патронов, а также материалов для самостоятельного снаряжения патронов и хранить данную документацию в течение 10 лет.
Законодатель наделил правом приобретать и пользоваться огнестрельным оружием государственным учреждениям, должностные лица которых осуществляют государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, расширив перечень юридическими лицами с особыми установленными задачами.
Граждане, впервые приобретающие гражданское огнестрельное длинноствольное оружие и спортивное огнестрельное длинноствольное оружие при изучении правил безопасного обращения с оружием и приобретении навыков безопасного обращения с оружием, должны пройти обучение безопасному самостоятельному снаряжению патронов к гражданскому огнестрельному оружию.
Таким образом, концепцией закона является предоставление права гражданам, имеющим разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия, осуществлять самостоятельное снаряжение патронов к такому оружию.
Действующая редакция ограничивает возможность граждан самостоятельно осуществлять снаряжение патронов только охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием.
Указанный запрет носит явно избыточный характер, так как мировая и российская практика показывает, что использование охотниками и спортсменами огнестрельного оружия неразрывно связано со снаряжением патронов к нему.
В последнее время, особенно в условиях действия односторонних ограничений, введенных некоторыми государствами в отношениях с Российской Федерацией, обострилась проблема доступности патронов к огнестрельному оружию. В частности, наблюдается существенный рост цен на продукцию импортного производства, особенно в отношении патронов к нарезному огнестрельному оружию. Также к существенной части нарезного оружия, используемого российскими охотниками и спортсменами, не имеется патронов отечественного производства.
Федеральным законом от 27.12.2018 № 570-ФЗ «О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»внесены изменения, вступили в силу 8 января 2019 года в ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Указанный Федеральный закон предусматривает возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение (его передачу, предложение или обещание) должностному лицу от имени юридического лица, не только в случае, когда указанные противоправные действия совершаются в интересах данного юридического лица, но и в случае, когда они совершаются в интересах юридических лиц, связанных с ним (аффилированные лица, дочерние общества и т.п.).
Федеральным законом от 27.05.2014 №135-Ф3 внесены изменения в статьи 28 и 34 ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ».
В частности определен порядок выдачи и меры их социальной поддержки и стимулирования, дополнена частью 10.
В указанной части определен порядок выдачи медали «За особые успехи в учении», а именно: лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль «За особые успехи в учении», образец, описание и порядок выдачи которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образовании.
Приказами Минобрнауки России от 23.06.2014 №684 и №685 утверждены образец и описание медали «За особые успехи в учении» и порядок выдачи медали.
Кроме того, в 2014 году лицам, имеющим право на получение медали «За особые успехи в учении» в соответствии с частью 10 ст.34 ФЗ «Об образовании в Российский Федерации», указанная медаль вручается не позднее 1 октября 2014 года.
Согласно ч.ч. 5, 7 ст.32 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося на судне во время его плавания. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному завещанию.
В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна возлагается на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца.
Согласно ст. 38 Лесного кодекса РФ на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек. Граждане, юридические липа осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Для использовании лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п.2 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 № 509 в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства.
Федеральным конституционным законом от 21.12.2013 №5-ФКЗ внесены изменения в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации» и статью 3 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне Российской Федерации».
Так с 01.09.2014 государственный флаг Российской Федерации должен быть вывешен постоянно на зданиях общеобразовательных организаций независимо от форм собственности или установлен постоянно на их территориях, а также подниматься (устанавливаться) во время массовых мероприятий (в том числе спортивных и физкультурно-оздоровительных), проводимых образовательными организациями независимо от форм собственности.