2022 год
Федеральным законом от 14.07.2022 № 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" оказание населению психологической помощи определено в качестве одной их основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Законом в числе прочего внесены изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Так, Минздрав России наделен полномочиями по созданию и ведению федерального регистра лиц, получающих медицинское и фармацевтическое образование, и лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.
Документом определен перечень сведений об указанных лицах, которые предлагается обрабатывать при осуществлении персонифицированного учета. К таковым отнесены, в частности: данные документа, удостоверяющего личность; сведения об образовании (уровень профессионального образования, форма обучения и др.); сведения о целевом обучении (при наличии).
Кроме этого, изменениями регламентирован порядок допуска лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранных организациях, и лиц, не закончивших такое высшее образование, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в России.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.08.2022 №1502 с 1 января 2023 граждане, участвовавшие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, и ставшие в результате этого инвалидами, а также жители пострадавших территорий, получивших инвалидность из-за последствий аварии, смогут продлевать выплаты ежемесячной денежной компенсации в беззаявительном порядке.
С вышеуказанной даты заполнять соответствующие бумаги не потребуется благодаря единой цифровой платформе, которая объединяет данные о начислении пособий, компенсаций и льгот.
Установлены критерии, по которым будут определять историческую и культурную значимость объектов культурного наследия с целью обеспечения приоритетности мероприятий по их сохранению, использованию и охране. Также органы власти могут установить дополнительные критерии для включения объектов культурного наследия в такие программы в приоритетном порядке.
Кроме того, памятник истории и культуры может быть включён в государственную программу Российской Федерации в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.
Отказ работодателя в приеме гражданина на работу без указания причин нарушает требования ч. 1 ст. 64 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), запрещающей необоснованный отказ в заключении трудового договора, а потому является незаконным.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 ТК РФ прямое или косвенное ограничение прав работника при заключении договора, поставленное в зависимость от пола, расы, цвета кожи, языка, национальности, имущественного положения происхождения, семейного, социального или должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением когда право или обязанность устанавливать такого рода ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Частью 5 ст. 64 ТК РФ определено, что по письменному обращению лица, которому работодателем отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее 7 рабочих дней со дня предъявления такого требования.
Таким образом, законодателем закреплена обязанность работодателя разъяснить причины отказа в приеме на работу. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в судебном порядке в соответствии с ч. 6 ст. 64 ТК РФ.
Федеральным законом от 14.07.2022 № 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено в том числе:
расширение условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе при использовании различных расчетных обоснований, испытаний, исследований, а также выполнении требований специальных технических условий и стандартов организации;
исключение старевших, избыточных и дублирующих требований пожарной безопасности, включая требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, средствам индивидуальной защиты, установленные техническими регламентами ЕАЭС;
установление срока и уточнение порядка разработки и представления декларации пожарной безопасности (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью);
уточнение способа передачи сигнала о пожаре из социально значимых объектов в подразделения пожарной охраны.
Помимо этого, для специалистов и молодых (до 35 лет включительно) работников указанных организаций устанавливаются стипендии в размере 500 000 руб. за значительный вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны и безопасности государства. В год предусматривается выдавать 1500 таких стипендий. В прежней редакции Указа данная сумма составляла 350 000 руб.
По общим правилам под материнским капиталом понимается единовременная целевая денежная выплата за счет средств федерального бюджета. (ч. 2 ст. 1, ст. 2 Закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ).
Материнский капитал можно использовать исключительно на следующие цели (ч. 3 ст. 7 Закона N 256-ФЗ; ч. 2, 4 ст. 1 Закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ):
1) улучшение жилищных условий на территории РФ;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование женщиной накопительной пенсии;
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
5) получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
Использование материнского капитала в иных целях не допускается, а любые способы обойти это правило и «обналичить» материнский капитал являются преступлением по ст. 159 УК РФ.
Ранее понятие «получение образования ребенком» в законодательстве было не в полной мере раскрыта, что порождало споры.
Начиная с 15.08.2022 вступает в силу Федеральный закон от 04.08.2022 N 361-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", которым определено, что средства материнского капитала можно использовать на обучение ребенка у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" принято решение о реорганизации Пенсионного Фонда РФ и Фонда социального страхования в единый орган - Фонд пенсионного и социального страхования.
Принятым законом установлено правовое положение нового Фонда, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, а также функции и полномочия, органы управления Фонда и их компетенция.
Функции и полномочия учредителя нового Фонда планируется возложить на Правительство РФ.
К функциям Фонда, в частности, отнесены: назначение и выплата пенсий, государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования; предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством РФ; предоставление государственных гарантий, мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи; организация мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.
Иными словами, новый Фонд будет в полном объеме осуществлять все функции как Пенсионного Фонда РФ, так и Фонда социального страхования.
Закон вступает в силу с 01.01.2023, за исключением отдельных норм.
Статьей 229.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза предметов, изъятых из свободного обращения или ограниченных в обращении: наркотических средств, -психотропных веществ, прекурсоров, аналогов наркотических средств и психотропных веществ, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, а также их частей, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
Под перемещение предметов понимается их ввоз или вывоз через государственную границу любым способом вне установленных мест или с сокрытием от таможенного контроля.
Незаконное перемещение через таможенную границу при контрабанде может совершаться путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение предметов либо утаить их подлинные свойства, в том числе путем использования тайников, предоставления поддельных документов
Передача или получение посредством международного почтового сообщения предметов контрабанды также несет ответственность по указанной статье.
Наказание за указанные действия предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы (или иного дохода) осужденного за период до 5 лет или без него и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
В случае совершения преступления группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо в значительном размере, наказание за указанные действия предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в том же размере или без него, с ограничением свободы на срок до 1 года 6 месяцев или без такового.
Совершение преступления в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, в крупном размере - наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет со штрафом в том же размере или без такового, с ограничением свободы до 2 лет или без него.
Еще более строгую ответственность влечет контрабанда, совершенная организованной группой или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, или в особо крупном размере. Эти действия наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет со штрафом в том же размере или без него, с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового, или пожизненным лишением свободы.
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2022 №1322 утверждены таксы для исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
Данным постановлением одновременно внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. N 1321 "Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам", откуда исключены имеющиеся там краснокнижные животные.
В частности стоимость незаконного вылова 1 особи (без учета размера и веса) сахалинского осетра обойдется в 641824 рублей, а 1 волжская сельдь в 2055 рублей.
Помимо рыб, данным постановлением утверждены таксы за вылов членистоногих (раки, крабы и.т.д), моллюсков, а также за икру и яйца пресмыкающихся.
Принятое постановлением позволит принимать более жесткие меры к браконьерам по взысканию причиненного ущерба, что снизит негативное воздействие с их стороны на окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 утверждены Правила признания лица инвалидом, в соответствии с которыми, в отличии от ранее действовавших норм, гражданам предоставляется возможность самостоятельно выбрать формат прохождения медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) – очный или заочный. Во втором случае все необходимые документы направит медицинская организация посредством межведомственного электронного взаимодействия.
Указанными правила также установлено, что теперь только медицинские организации смогут направить гражданина для проведения МСЭ. Ранее такое право имелось и у органов пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Ранее действовавшее автоматическое продление инвалидности на 6 месяцев без прохождения МСЭ перестает действовать в связи с ослаблением ограничительных мер по факту распространения коронавирусной инфекции.
Минимальным размером оплаты труда или МРОТ называется минимальная денежная сумма которую работодатель обязан выплатить своему работнику при отработке полной занятости в соответствии с производственным календарем, утверждённым на год.
С 01.01.2022 данная сумма составляет 13890 рублей (Федеральный закон от 06.12.2021 N 406-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 973 с 01.06.2022 указанный размер повышен на 10% и в итоге составляет 15 279 руб. Указанный размер помимо заработной платы напрямую влияет на пособие по листу нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, оплате отпусков и командировок.
Помимо установленного МРОТа, есть еще и региональные соглашения о минимальном размере оплаты труда, на территории Саратовской области указанным соглашением также установлен размер оплаты труда 15279 руб.
Таким образом, если при полной занятости, Ваша заработная плата составляет менее 15 279 рублей (до уплаты налогов и сборов), то Вы имеете право обжаловать действия работодателя в Государственную инспекцию труда по Саратовской области или прокуратуру по месту жительства.
Ряд выплат нельзя включать в расчет МРОТА. К ним относят:
- премии к праздникам и юбилейным датам;
- оплата сверхурочной, ночной работы, работы в выходные и праздники;
- "северные" надбавки и районные коэффициенты;
- зарплата внутренних совместителей (так как ее выплачивают по отдельному трудовому договору);
- доплата за совмещение должностей.
Таким образом, если без указанных выплат размер Вашей заработной платы составляет менее МРОТа, то Вы также имеется право обжаловать действия своего работодателя.
С 01.05.2022 вступает в силу Федеральный Закон от 30.04.2022 №116-ФЗ, которым предоставлены дополнительные меры господдержки мужчинам, у которых имеется второй ребенок, родившийся после 01.01.2007, или первый ребенок которых родился после 01.01.2020.
Данное право возникает в случае смерти матери данных детей либо объявлении ее умершей.
Также указанным законом гарантируется переход права на указанные меры государственной поддержки к детям, в случае смерти отца, лишения его в родительских правах, или совершения им в отношении своих детей умышленного преступления.
Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 489 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2021 г. N 759" внесены изменения в вышеуказанное постановление.
Получить возврат стоимости путевки можно в случае, если туристская услуга предоставляется в период с 1 мая до 30 сентября 2022 года. Возврату подлежит 50% стоимости путевки, но не более 20 тыс. рублей.
Возмещение части стоимости путевки будет осуществляться при соблюдении следующих условиях:
-размещение детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, осуществляющих деятельность на объектах с круглосуточным пребыванием детей в течение лагерной смены (сезонного или круглогодичного действия), в том числе в детских лагерях палаточного типа, включенных в реестры организаций отдыха детей и их оздоровления в субъектах Российской Федерации;
-оплата произведена покупателем с использованием национального платежного инструмента (карта МИР) в период, определенный Ростуризмом;
-туристская услуга предоставляется на территориях субъектов Российской Федерации, перечень которых устанавливается Ростуризмом.
Действующее законодательства обязывает Федеральную службу судебных приставов создать и вести, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (часть 1 статьи 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Получить к ней доступ можно на официальном сайте ФССП России https://fssp.gov.ru/iss/ip.
Сведения из данного банка общедоступны и бесплатны для всех граждан России. Полный перечень сведений, которые размещаются в данном банке перечислен в части 3 статьи 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Данная информация может быть полезна перед тем, как давать человеку деньги в долг, так как позволяет проверить последнего на наличие неоплаченных долгов.
Кроме того, сведения из банка данных можно получить в том числе и по юридическим лицам, что полезно при ведении бизнеса.
Договором займа называется соглашение, при котором одна сторона (займодавец) передает другой стороне (заемщику) денежные средства с обязательством их вернуть в дальнейшем.
Самой простой формой подтверждения наличия договора займа является долговая расписка, то есть письменное признание долга. Наличие долговой расписки является гарантией подтверждения договорных обязательств в суде.
Расписка составляется в свободной письменной форме, однако рекомендуется отразить в ней следующие сведения:
- Ф.И.О. должника и заимодавца, включая их паспортные данные и регистрации;
- дату, когда должник получил денежные средства;
- сумма денег, переданная должнику;
- дата возврата долга (при отсутствии сумма займа подлежит возврату в течение 30 дней с момента предъявления требований - п. 1 ст. 810 ГК РФ);
- проценты за пользование денежными средствами (при отсутствии данного пункта заем считается беспроцентным, в случае если его сумма не превышает 100 тыс. рублей п. 1 ст. 809 ГК РФ).
Также при возникновении долговых обязательств между физическими лицами рекомендуется составлять расписку от руки заемщику, так как это упростит проведение почерковедческой экспертизы в дальнейшем, если он откажется признавать факт составления расписки.
Займодавцу следует знать, что долг по расписке до 500 тыс. рублей можно взыскать путем вынесения судебного приказа мировым судьей, которые одновременно будет является исполнительным документом (п. 1 ч. 1 ст. 23, ст. ст. 28, 121, 122, ч. 1 ст. 123, ч. 1 ст. 130 ГПК РФ.
При долге в размере более 500 тыс. рублей взыскать денежные средства возможно в порядке искового производства в районном суде.
Срок предъявления требований о взыскании долга составляет 3 года - (п. 1 ст. 196, п. 2 ст. 200 ГК РФ.
Заемщику следует знать, что при погашении или частичном погашении долга по расписке следует фиксировать факт передачи денег. Это может быть написанное займодавцем письменная расписка о получении части денежных средств, банковские переводы с пометкой «по долговой расписке от …».
Также не рекомендуется давать долговые расписки в качестве гарантии уплаты иных договоров, например, когда расписку дают в качестве оплаты по договору оказания услуги и т.д. В такой ситуации будет практически невозможно доказать связь между договором и долгом, и, следовательно, займодавец получит право взыскать денежные средства даже при неисполнении договорных обязательств.
Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (ст. 33 Конституции РФ; ч. 1 ст. 2 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Обращения могут быть устными (при обращении гражданина на личный прием), письменными (в том числе направленными почтой), так и в форме электронного документа (порядок рассмотрения электронных обращений устанавливаются в каждом органе самостоятельно).
Обращение обязательно должно содержать наименование органа, куда гражданина обращается, Ф.И.О. гражданина, почтовый адрес или адрес электронной почты куда необходимо отправить ответ.
При обращении на личный прием при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.
Срок рассмотрения обращений составляет 30 дней или 20 дней если оно содержит информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции. В дальнейшем 30-ти дневный срок может быть продлен еще на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя.
Если обращение поступило не в тот орган, который уполномочен рассмотреть его, то оно подлежит перенаправлению в 7-и дневный срок с уведомление заявителя.
Нарушение сроков рассмотрения обращения, не направление ответа, не рассмотрение всех доводов в обращении является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ.
Исключительными полномочиями по возбуждению дела об административном правонарушении по указанной статье обладают органы прокуратуры Российской Федерации. Таким образом, если Ваше обращение рассматривается с нарушением сроков и порядка, то следует обратится в территориальный орган прокуратуры для привлечения виновного лица к ответственности.
С 01.01.2022 вступает в силу Федеральный Закон от 29.06.2021 N 234-ФЗ "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", которым должникам в рамках исполнительного производства гарантируется сохранение заработной платы в размере прожиточного минимума.
Как указано в пунктах 5.1, 5.2 статьи 69 Федерального закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" для реализации данного права необходимо обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с соответствующим заявлением, в котором следует указать:
Ф.И.О гражданина, серия номер паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации и фактического проживания;
Реквизиты счета в банке, куда поступает заработная плата должника;
Наименование и адрес банка, который обслуживает счет.
Однако следует учитывать, что данное право не распространяется при взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением (часть 3.1 статьи 99 Федерального закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В случае если пристав-исполнитель отказывается принимать подобное заявление, или иным образом препятствует в реализации данного права, то за защитой своих прав следует обратиться в органы прокуратуры по месту жительства.