Ниже приведены наиболее часто встречающиеся схемы мошенничества.
«Мама, я в беде!»…- просьба о помощи от лица друзей или родственников. Более сложная схема-звонков от человека, который представляется сотрудником полиции или прокуратуры. В большинстве случаев позвонивший сообщает, что кто-то из родственников стал участником ДТП с тяжелыми последствиями, и, чтобы избежать судебного процесса и ответственности, требуется передать некую денежную сумму.
Звонок или сообщение на платные номера:
Звонят с незнакомого номера, но звонок резко обрывается или сбрасывается после дозвона. При попытке перезвонить абонент получает в ответ длинные гудки, или «общается» с включенным автоответчиком. В этих случаях звонок платный, и деньги со счета владельца мобильника переходят на счетам мошенника.
Проблема с банковской картой (счетом):
На телефон приходит СМС от «банка» или мошенники звонят, представляясь его сотрудниками, с информацией о том, что заблокирована банковская карта или имеется задолженность по кредиту. Владельцу телефона предлагают позвонить оператору «банка». Те, кто после этого перезванивают, попадают на платный номер.
Еще более худшие последствия наступают, если по просьбе «банка» владелец телефона сообщает мошенникам номер карты и её пин-код, пароль от «Личного кабинета», персональные данные и прочую информацию, которую необходимо держать в секрете.
Код в сообщении:
Новое телефонное мошенничество связано с интернет-магазинами, где можно произвести оплату товара, введя код, присланный на мобильный телефон покупателя.
Мошенники создают сайт с платным доступом. После этого в качестве плательщика вводят номера телефонов случайных абонентов. На указанные номера рассылаются СМС, содержащие код доступа, мошенники обзванивают получателей. Жертвам говорят, что на их номер ошибочно отправили некий код, и просят этот код продиктовать. Попав в подобную ситуацию, ни в коем случае не сообщайте звонящим никаких цифр и кодов, полученных в сообщении.
Как же реагировать на попытки обмана!
- Получив звонок или сообщение, постарайтесь успокоиться и не принимать решение сразу. Лучше сказать звонящему, что вам необходимо время, чтобы всё обдумать.
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому своих персональных данных или конфиденциальной информации: пин-код банковской карты, номер счета, логин и пароль от страниц в социальных сетях.
- Задавайте вопросы. Если звонящий представляется как сотрудник полиции, банка, врач, страховой агент, первое, что нужно сделать, попытайтесь узнать информацию о собеседнике. Простые вопросы, например, фамилия и должность звонящего, из какого отделения полиции, банка, больницы или страхового агентства звонят, контактные данные руководителя организации и прочее настоящего сотрудника не смутят, а мошенников заставят занервничать.
- Прежде чем реагировать на сообщения или звонки от «родственников» или «друзей», попытайтесь дозвониться человеку, от имени которого пришло сообщение, кому-то из его близких, с которыми он в настоящее время может находиться.
Лучший способ обезопасить себя- игнорировать подозрительные звонки или сообщения. Если всё же вы попались на удочку мошенников, немедленно сообщите в полицию.