К основным правам потребителя относят:
— право на безопасность,
— право на информацию,
— право на выбор,
— право быть услышанным, — право на возмещение ущерба,
— право на потребительское образование,
— право на удовлетворение базовых потребностей,
— право на здоровую окружающую среду.
Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день прав потребителей, и с тех пор проводится ежегодно. Причём мероприятия Дня каждый год посвящены определённой теме, которая утверждается Всемирной организацией союзов потребителей. Так Всемирный день прав потребителей 2024 года проходит под девизом «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Искусственный интеллект - способность компьютерных систем выполнять интеллектуальные и творческие функции, которые традиционно считаются человеческими.
За последние годы искусственный интеллект добился значительных успехов, преобразовав различные аспекты повседневной жизни человека (смартфоны, система умных домов и др.). Кроме того, он стал технологической реальностью для предприятий и организаций в разных отраслях (медицина, сельское хозяйство, образование, промышленность, финансовая и дорожная сферы и др.).
Потенциал искусственного интеллекта для изменения отраслей промышленности и улучшения человеческого опыта неоспорим. Поскольку технологии продолжают развиваться, можно ожидать, что искусственный интеллект будет играть еще более важную роль в формировании будущего человечества.
Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, но его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей. Среди них — распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия.
Цель привлечения внимания общественности к данному вопросу направлена на принятие мер, направленных на совершенствование механизма потребительского поиска с учетом принципа справедливости данных технологических решений, подотчетности и формированию требования к будущему искусственного интеллекта, который позволит потребителям стать более информированными и позволит расширить свои возможности.