В соответствии с п. 5,6 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон № 2300-1) экспертиза проводится продавцом, если гарантийный срок на товар не истек. В случаях, если гарантийный срок на товар истек (п. 5 ст. 19 Закона № 2300-1) или вовсе не был установлен (абз. 1 п. 6 ст. 18 Закона № 2300-1) экспертиза проводится потребителем.
Основанием для проведения экспертизы качества товара продавцом является претензия потребителя, который обнаружил в товаре недостатки и предъявил продавцу одно из требований, предусмотренных п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1. Необходимо знать, что потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. В случае, если проведение товароведческой экспертизы некачественного товара инициировано покупателем, необходимо придерживаться следующих правил и алгоритма действий:
1.Выбор эксперта
В качестве эксперта могут быть выбраны любые лица, обладающие специальными познаниями по предмету проведения экспертизы, в том числе частные экспертные организации, а также государственные экспертные учреждения. У эксперта, который непосредственно будет проводить экспертизу, необходимо проверить наличие образования, опыта работы, сертификатов по предмету проведения экспертизы. Подтверждение квалификации эксперта может потребоваться в последующем в случае возникновения спора с продавцом.
2. Заключение договора на проведение товароведческой экспертизы
В договоре должен быть отражен согласованный срок проведения экспертизы и ее стоимость. Также, в договоре должны быть указаны поставленные перед экспертом в рамках соответствующей товароведческой экспертизы вопросы, связанные с выяснением наличия недостатка, причиной и сроком его возникновения.
3. Ознакомление с экспертным заключением
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" заключение эксперта - это письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (ст. 8 Закона № 73-ФЗ).
Поскольку экспертное заключение в последующем может использоваться в суде в качестве доказательства, необходимо, чтобы оно соответствовало требованиям, предъявляемым к заключениям, выдаваемым по результатам судебной экспертизы, и содержало следующую информацию:
• время и место производства экспертизы;
• основания производства экспертизы;
• сведения о лице, по поручению которого проводилась экспертиза;
• сведения об экспертном учреждении, об эксперте (Ф.И.О., образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство экспертизы;
• вопросы, поставленные перед экспертом;
• объекты исследований, представленные эксперту для производства экспертизы;
• сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы;
• содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
• оценку результатов исследований, обоснование и формулировку выводов по поставленным вопросам.
4. Обращение с претензией и заключением эксперта к продавцу.
Следующим шагом станет предъявление продавцу претензии с приложением экспертного заключения, которым установлено, что недостатки товара возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
К сведению: в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1 потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В случае отказа продавца добровольно удовлетворить требования, указанные в претензии, обратитесь в суд с соответствующими исковыми требованиями. В обоснование своих требований к исковому заявлению необходимо приложить заключение эксперта.
Уважаемые потребители! В случае приобретения некачественных товаров и услуг вы можете обратиться в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» и получить квалифицированную помощь специалистов в составлении необходимых документов в адрес продавцов и исполнителей. Там же вы сможете получить консультацию эксперта и провести товароведческую экспертизу промышленных товаров (обуви и продукции кожевенной промышленности, включая галантерейные изделия, продукции промышленности искусственных кож; продукции текстильной, трикотажной и швейной промышленности).
Справки по телефонам: 8(8452)39-49-01, 8(8452)49-12-47